Новости
8 октября 2017, 02:32

Один день из жизни учителя полевской школы

Фото Ксении Койструб

Накануне Дня учителя мы решили «запротоколировать» один рабочий день одного из полевских педагогов. Учитель русского языка и литературы школа-лицея № 4 «Интеллект» Оксана Мутыгулина любезно согласилась поработать под наблюдением журналиста. В этом учебном году Оксана Валерьевна преподаёт в шестых, седьмых и одиннадцатых классах.

07.40

Пятеро шестиклассников спешно переобуваются в холле, бубня себе под нос, что поднимать детей в такую рань – просто преступление против человечества. Но служба есть служба: взъерошенных мальчишек на линейке перед дежурством встречает с улыбкой классный руководитель Оксана Мутыгулина. Летом она выпустила свой любимый 11Б, осенью взяла шестиклассников. Классный руководитель 6А – в строгом голубом костюме, который подчёркивает цвет её глаз, радостно отмечает, что сегодня ребята пришли уже практически полным составом. Класс поднимается на третий этаж – место своего дежурства.

Оксана Валерьевна успевает попутно задать несколько вопросов-просьб:

– Слава, не кажется тебе, что доску необходимо промыть ещё раз? Не знаю, как Вы, а я на такой писать точно не стану!

– Егор, а что с цветами? – и симпатичный мальчишка начинает поливать заросли из папоротников...

– Альбина, все ли на своих местах? – и девочка с аккуратными записями в тетрадке уверенно идёт по коридору, расставляя на посты одноклассников.

Постепенно в коридорах раздаётся всё больше и больше голосов, к 8.00 школа превращается в настоящий улей. Оксана Валерьевна уверена в своих шестиклассниках, они знают, что входит в обязанности дежурных, поэтому до звонка успевает проверить оставшиеся сочинения одиннадцатиклассников и настроиться на урок.

08.15

Звонок. Девочки 6А класса спокойно заходят в кабинет, обсуждая предстоящий после пятого урока поход в музей воинской славы, мальчики залетают следом, ведь раньше звонка с дежурства не уйдёшь. Начинается урок. Оксана Валерьевна его ведёт, не присаживаясь ни на секунду. Подходит то к одной группе, то к другой, к каждому ученику обращается по имени, интонации из минорных переходят в мажор. Её речь напоминает искусную игру на фортепьяно.

Сегодня на факультативе ребята узнают секреты успешного публичного выступ­ления: Оксана Валерьевна рассказывает, как начать свою речь, как правильно выдерживать паузу, чтобы привлечь внимание аудитории, как удержать у слушателей интерес к своему рассказу, какими приёмами речи и средствами выразительности должен пользоваться искусный оратор: мимика, жесты – всё имеет огромное значение. Сама она умеет этим пользоваться в совершенстве: уже 26 лет учитель русского языка и литературы безраздельно владеет вниманием своих учеников. За эти годы более полутора тысяч выпускников изучали русский язык и литературу у неё.

09.00

Перемена. Классный руководитель 6А проверяет своих «стойких оловянных солдатиков», которые, каждый на своём посту, с растерянными лицами смотрят на старшеклассников, проходящих мимо и покро- ­­вительственно улыбающихся робким дежурным. Какой смелостью надо обладать, чтобы суметь сделать замечание тем, кто на две головы выше. Но в четвёртой школе отношения между ребятами достаточно дружелюбные и открытые, и глазастые шестиклашки-дежурные чувствуют свою значимость.

09.15

Звонок на второй урок. Оксана Валерьевна входит следом за ребятами и тут же вовлекает их в игру: каждой группе в течение 10 минут нужно подготовить публичное выступление на незнакомую, сложную не только для шестиклассников, но и для взрослых тему, которую каждая команда вытягивает, как жребий. Такое задание может поставить в ступор кого угодно, но только не поколение Next: «Ноев ковчег сегодня», «Человек и счастье», «Поэзия и проза», «Компьютер или книга?», «Цель в жизни». Напротив, темы им показались интересными, судя по тому, как оживлённо они их начали обсуждать.

Ребята корпят над работой: старательно выводят маркерами схемы на магнитных досках, выдвигают тезисы, подбирают аргументы. Непоседливый Костя что-то эмоционально объясняет чернобровой девочке Лике, которая крутит в руках разноцветный пенал.

– Я тебе говорю, что нет ни одного ребёнка, который бы сейчас читал книжки, – горячо заявляет мальчик.

– Ну, если ты такой игроман, это ещё не доказывает, что все должны быть такими, как ты! – так же эмоционально отвечает ему Лика, и карандаши вываливаются из открытого пенала.

– Надо провести опрос, – предлагает Альбина, – тогда и ребят мы сможем привлечь к обсуждению...

Размышляя, кого взять в «Ноев ковчег», ребята не забывают и о родителях.

Замыкает круг тем «Разговор о счастье». Даже Костя сел ровно и внимательно слушает выступающих. Ребята наперебой говорят Оксане Валерьевне, что же для них самое главное и без чего нельзя быть радостным и довольным.

– Мне кажется, счастье – это быть благодарным за то, что у тебя есть, – задумчиво проговаривает Лиза. И класс ненадолго погружается в тишину: каждый думает о чём-то своём.

Звонок! – и рабочее настроение сменяется деятельной подготовкой к приёму… пиццы, которую так любят шестикласники.

10.00

6А бежит в столовую быстрее всех. Оксана Валерьевна спешит за своим проголодавшимся классом.

– Оксана Валерьевна, мне булочки не хватило!

– Оксана Валерьевна, а можно компот на чай поменять!

– Оксана Валерьевна, а я не могу в музей пойти: у меня художка!

– Оксана Валерьевна!!!

И всё та же милая улыбка... и тот же спокойный голос...

10.15

Звонок. 11Б заходит в 342-й кабинет по-деловому. Юноши и девушки достают из сумок тетрадки и рассказы Чехова, на ходу перебрасываясь отрывистыми фразами.

– Ребята, ещё раз спасибо за поздравление с днём рождения! – улыбается Оксана Валерьевна, держа в руках конверт, украшенный лиловым сухоцветом. – Твоё письмо, Марина, меня вообще растрогало до слёз. Спасибо, мои хорошие!

– А как Вы выступили в «Поэтическом кабаре»? – раздаётся баритон с последней парты.

– Я вам на перемене расскажу, даже видео покажу... Если честно, мне не особо понравилось... На Цветаевой было лучше...

На доске каллиграфическим почерком Оксана Валерьевна выводит тему урока: «Философский рассказ А.П.Чехова «Студент». Начинается бурное обсуждение времени, пространства, пейзажа, художественных деталей, образов, внутреннего состояния героев.

– Как за такой короткий промежуток времени поменялось его мировоззрение? – рассуждает интересная девочка с первой парты Полина. – И как будто не стоит точки...

Впереди два урока. Завтрашние выпускники вместе с учителем глубоко погружаются в мир переживаний главного героя Ивана Великопольского. За окном школы стоит такая же пасмурная осенняя погода, как и в рассказе Антона Павловича.

13.05

После урока русского языка в 7А классе – защиты мини-проектов «Генеалогическое древо. Языковая ветвь», Оксана Валерьевна спускается на линейку, где её 6А отчитывается о дежурстве. Ответственный день, который начался очень рано, подошёл к своему завершению – бейджики «Дежурный» скла­дываются на последнюю парту. Класс отправляется на первую в этом учебном году экскурсию – в музей пограничных войск. На лицах детей интерес и оживление.

– А мы поедем на автобусе? – спрашивает рыжеволосая Галя.

– А мы там долго будем? – подхватывает девочка по имени Таня.

– Побежали! – на ходу надевая куртку, кричит Костя своему другу Славе.

И Оксана Валерьевна, мило улыбаясь, ведёт своих любознательных шестиклассников по улицам родного города.

Ксения Койструб
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg