Новости
11 августа 2017, 06:52

Людмила Хенкина: «Школа – улей добрых пчёл»

Выпуск 1981 года Фото из архива Л.И.Хенкиной

Накануне своего 85-летия Людмила Ивановна Хенкина вспоминает годы не лёгкой, но интересной работы в должности директора полевской школы № 17.

Накануне дня рождения Людмилы Ивановны в редакции раздались несколько звонков: педагоги школы № 17 и бывшие ученики напоминали, что совсем скоро их наставник отметит большой юбилей. В этом году в школе пройдёт 50-е 1 Сентября – круглую дату отметят вместе со своим бывшим директором. И это, наверное, не простая случайность: годы становления школы и её расцвета коллектив без сомнений связывает с руководством Людмилы Ивановны Хенкиной .

7 августа Людмиле Ивановне Хенкиной исполнилось 85 лет. А школа № 17 стоит на пороге 50-летия. И из полувека 20 с лишним лет Людмила Ивановна была завучем и директором в непростой и многогранной школьной жизни. Это были самые трудные первые годы, когда школа вставала на ноги, а учащихся было около двух тысяч, пришедших из всех школ города. Только представить, как нелегко было составить расписание на такое количество детей и 100 педагогов!

Людмила Ивановна – человек огромной работоспособности, широкого кругозора, высокого чувства долга, с большим талантом учить детей.

Любовь к школе, к своим ученикам, любимому предмету отдавала она сполна. На своих уроках всегда находила время для общения со старшеклассниками. Первые её выпускники и сейчас называют эти её уроки уроками жизни.

И хотя прошли школьные учительские годы, тихие и грустные, звонкие и радостные, прощальные выпускные вечера и оптимистичные 1 Сентября, но они, конечно, всегда будут жить в сердце Людмилы Ивановны.

Многолетний труд учителя высоко оценён. Она – отличник народного образования СССР. К 45-летию школы за преданность профессии и заслуживающие уважения дела она награждена нагрудным знаком Управления образованием ПГО «За честь и достоинство».

Дорогой и уважаемый наш юбиляр! Поздравляем Вас с незаметно подкравшейся датой! Живите долго-долго! Оставайтесь молоды душой, как всегда, изящны и красивы, здоровы и счастливы! Желаем Вам благополучия, душевного тепла, радостных событий и удач. Пусть каждый день для вас будет добрым, а жизнь вашу согревают и украшают ваши замечательные внуки и правнуки, верный и любящий муж.

Ваши коллеги – учителя школы № 17

2 сентября 1968 года.

Фото из архива Л.И.Хенкиной

«Такая маленькая, а столько требований!»

– Я очень хорошо помню первый год своего директорства. Муж Яков Львович тогда учился заочно на спортфаке, дочка заканчивала школу, сын – 5 класс. Ставшая родной школа осталась без руководителя, должность предложили мне. Я очень переживала, сомневалась, была не уверена, что справлюсь, – это ж такая ответственность. Советуюсь с мужем, говорит: «Решать тебе, но дома директором не будь», – с улыбкой вспоминает Людмила Ивановна.

В феврале 1974 года молодой педагог Людмила Хенкина стала у руля школьной громадины – по тем временам 17-я по сравнению с другими школами внушала трепет и своими размерами, и количеством учеников. Как любое большое хозяйство, образовательное учереждение требовало хлопот. Людмила Ивановна, которая не желала присесть, пока во всём не наступит порядок, порой шла напролом, о чём сейчас вспоминает с иронией:

– Пришла пора готовить школу к новому учебному году. Денег на спецсчёте нет. А шефами тогда над нами был трест «Северскстрой». Думаю, была не была, и пошла к руководству. Там как раз собрался партактив: начальники управлений, управляющий трестом Александр Петрович Редько . Мне дали слово.

– Нам нужно сделать мраморный пол на всех четырёх этажах школы, – сходу говорю я. – Старый сделан из плиток, которые отваливаются, и пыль столбом стоит, когда по нему две тысячи детей туда-сюда ходят.

Управляющие обомлели от такого напора, Редько отреагировал лаконично:

– СУ-1 и СУ-3 сделают.

– На первом этаже надо сделать трубы отопления большего диаметра, сейчас зимой очень холодно, у детей даже варежки после лыж не сохнут, – говорю.

Александр Редько кивает в сторону начальника СУ-7.

На волне успеха продолжаю:

– Плохо лампочки горят. Хотелось бы, чтобы они дневного света были: и смотрятся лучше, и перегорают реже.

– Так, кто у нас там по лампочкам? – спрашивает подчинённых Редько и на выдохе заключает:

– Ладно, сделаем.

А меня уже не остановить:

– Линолеум, – говорю, – в некоторых классах надо подремонтировать. И коридоры перекрасить в светлый оттенок. Синие и зелёные – очень мрачно.

– Так, что ещё вам нужно, мадам? – уже с некоторой иронией говорит Редько.

– Ещё забор у нас деревянный, хотелось бы металлический.

– Металлолом соберёте, СУ-7 сделает.

– Я, когда уходила из кабинета, слышу, управляющий говорит: «Такая маленькая, а столько требований», – Людмила Ивановна рассказывает о событиях 40-летней давности так, как будто это было вчера.

Управленцы-строители вынуждены были признать, что все требования справедливы, и каждый пункт выполнили к началу учебного года. Ведь даже о замене забора стали просить не просто так:

– Веду я однажды урок в 10 классе. Окна кабинета выходят на Степана Разина. Смотрю, идёт женщина, типичная такая русская женщина, волочёт две большие авоськи, и вдруг закидывает ногу и пытается перемахнуть через забор. Рядом, главное, калитка. Чего было спокойно не войти? И застревает. Вот она на этом заборе висит, авоськи на ней болтаются. Я в этот момент что-то объясняла, увидела это и захохотала в голос. Ребята бросились к окну и заливаются смехом. Говорю: «Мальчики, идите помогите ей». Это, знаете, из серии «нарочно не придумаешь». Тогда у меня мелькнула мысль: нам нужен новый забор.

1 сентября 1985 года.

Фото из архива Л.И.Хенкиной

На всякую проблему найдётся смекалка

Доля директорская такова, что, помимо хозяйственных, иной раз приходится решать и бытовые проблемы. А в такой огромной школе без этого было не обойтись.

– Школа – это большой улей, только пчёлы в нём добрые. Но шуму от них… В советские времена было нормальной практикой за плохое поведение выгнать с урока. А эти сорванцы и рады стараться, носятся по пустым коридорам, гогочут. Осенила меня мысль: надо организовать дежурство. Старшеклассники идею поддержали: все на уроках, двое дежурных следят за порядком. Через неделю сама почувствовала, как в школе стало тихо. Но это во время уроков, на переменах же по коридору пройти страшно: все туда-сюда, в школу – из школы, в столовую, в туалет... Думаю, а что, если мы по правой лестнице будем подниматься, а по левой спускаться и так отрегулируем движение, поставим дежурных, чтобы следили. Сделали надписи: «Пост №№ 1, 2, 3, 4 и 5» и «Спуск» и «Подъём». Сначала был сумбур, недели через две все разобрались. И вы знаете, такой стал порядок, всё оказалось так просто. С марта 1974 годы мы стали так ходить. Но однажды произошёл курьёзный случай: приехала инспекторская проверка, проверяющему понадобился один из наших учителей, Андрей Игоревич. В это время прозвенел звонок на урок. Я было рванула к лестнице, надо со второго на четвёртый этаж быстро шмыгнуть, чтобы позвать. А тут толпа детей идёт, как мне в неё врезаться? Пошла налево, а тут пост: «Людмила Ивановна, тут не подъём, а спуск». Тьфу ты, думаю, сама же затеяла. Так они ещё и в амбарную книгу записали: «Сегодня нарушала движение Людмила Ивановна». И это во время инспекторской проверки! – сейчас педагог все эти события вспоминает с улыбкой, а раньше было не до смеху.

– Прилетело тогда откуда не ждали: «Что это у вас за пост № 1? – спрашивает инспектор. – Убрать». Я возмущаюсь, мне отвечают: «Пост № 1 – в Мавзолее». Цифру 1 заштриховали, остался просто пост. Так об этом потом на совещании горкома партии было сказано, меня политически неграмотной назвали.

1980 год.

Фото из архива Л.И.Хенкиной

Хулиганов в хоккей

Ни в советские времена, ни в нынешние школьники не отличались примерной дисциплиной, хулиганы есть всегда. Людмила Ивановна в своё время и на них управу нашла, причём самую гуманную:

– Дети стали жаловаться – обижают семиклассники. Пошла к нашему учителю физкультуры Юрию Балдину. «Займи их чем-нибудь», – прошу. Он говорит: «Давай всю шантрапу, мы из них хоккейную команду сделаем». Так из 7-х и 8-х классов сделали две команды по хоккею с мячом. Они так уставали, что обижать младших сил не было.

Такой порядок, рассказывают, у Людмилы Ивановны был во всём. После ремонта школа стала чистой и светлой, в коридорах не возникало заторов, карманных воришек пресекали дежурные, драчунов тоже. В детскую комнату милиции никто не попадал. Так к концу первого года работы директора Хенкиной школа значительно выросла в своём авторитете.

– На демонстрации 1 Мая мы шли не в хвосте, как обычно, а вторыми, сразу за 4-й школой. Тогда это было почётно, позиция утверждалась в зависимости от достигнутых показателей. А для меня это был сигнал, что всё не зря, – отмечает Людмила Ивановна.

Людмила Ивановна Хенкина руководила школой 17 лет, до этого много лет была завучем. В общей сложности школе № 17 и воспитанию её учеников эта женщина посвятила 23 года своей жизни. Параллельно воспитывала сначала двоих детей, потом двоих внуков. Сейчас, на заслуженном отдыхе, Людмилу Ивановну и её мужа Якова Львовича, тоже известного в Полевском человека, радуют две маленькие правнучки. И пусть порой подводит здоровье, супруги по-прежнему рады гостям и тепло вспоминают годы не простой, но интересной работы.

Мария Алексеева
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg